В этой работе перед нами была поставлена задача при помощи фрактографии определить причину разрушения корпуса клапана.
Общий вид корпуса клапана с трещиной представлен на рисунке.
В результате визуального осмотра объекта исследования установлено наличие продольной трещины, проходящей по всем телу клапана. Максимальное раскрытие трещины составляет порядка 1 мм. Следов пластической деформации и механических повреждений на поверхности клапана не обнаружено.
Для проведения изучения характера разрушения трещину решено было раскрыть. Исследование половинок излома проведено при помощи цифровой лупы с увеличением 20-60 крат.
В результате фрактографического изучения поверхностей разрушения клапана установлено, что очаги разрушения (обведены красным, направление распространения роста трещины показано желтыми стрелками) находятся на поверхности грани, в которой высверлены два конических резьбовых отверстия, по сторонам одного из этих отверстий. Наличие смазки-герметика в изломе говорит о том, что разрушение произошло либо сразу после вкручивания в это отверстие конического болта до момента засыхания герметика, либо трещина уже изначально была в резьбовом соединении.