Вопросы контроля качества высокопрочного крепежа крайне важны, ведь при проектировании металлоконструкции закладывается необходимый класс прочности крепежа, занижение которого может привести к крайне печальным последствиям вплоть до обрушения зданий и сооружений.
95% рынка производства строительных болтов занимают крупные заводы со строгим контролем качества выпускаемой продукции. По этой причине редко выявляются случаи несоответствия заявленного класса прочности крепежа фактическому. Речь идет о «черном» крепеже без нанесенного цинкового покрытия. При цинковании термодиффузионном и особенно горячем возможен дополнительный отпуск метизов со снижением класса прочности.
Производство резьбовых шпилек является в основном мелкосерийным, если сравнивать с выпуском строительного крепежа, поэтому очень остро встает вопрос качества производимых изделий. Ведь, к сожалению, не на каждом мелком метизном заводе есть металловедческая лаборатория.
В последнее время участились случаи обрушения вышек сотовой связи, основным видом крепления которых являются шпилечные соединения. Учитывая, что сейчас наступает пора развития сетей 5G, которые требуют большего количества башен, чем сети предыдущего поколения, вопрос надежности конструкций вышек выходит на новый уровень.
Рассмотрим данную проблему на примере высокопрочных резьбовых шпилек DIN 975 размером М36×2000 класс прочности 8.8. Испытаны были шпильки 5-ти поставщиков: «ТД ПЕТРОВИЧ», «МАШКРЕПЕЖ», «1001 КРЕПЕЖ», «ТД «ЗМП», «БОЛТ.РУ». Фотография разрушенных шпилек представлена ниже. Испытания проводились на гидравлическом прессе (2000кН) в реверсивной рамке. Результаты испытания представлены в таблице 1.
По результатам проведённых испытаний установлено, что 4 из 5 шпилек не соответствуют заявленному классу прочности. Только шпилька «ТД «ЗМП» прошла испытаний. Шпильки других поставщиков не имели термической обработки и находились в состоянии поставки. Для подтверждения данного факта был выполнен металлографический анализ шпилек «ТД «ЗМП» и «МАШКРЕПЕЖ», в результате которого установлено, что металл шпильки «ТД «ЗМП» имеет бейнитную структуру, а металл шпильки «МАШКРЕПЕЖ» имеет феррито-перлитную структуру. Данные металлографии хорошо коррелируют с результатами механических испытаний.
Подводя итог, хочется еще раз напомнить о необходимости входного контроля качества закупаемой продукции.