Испытание на ударный изгиб («impact test»)

Ударная вязкость («impact elasticity») – одна из важнейших характеристик конструкционных сталей. Данная характеристика определяется при испытании на ударный изгиб и показывает величину работы, которую нужно потратить, чтобы разрушить стандартный образец с надрезом на специально разработанном для данного испытания оборудовании – маятниковом копре.

Измеряется ударная вязкость в кгc/см2 или в Дж/см2, данная размерность показывает отношение работы, потраченной на разрушение испытываемого образца, к площади его поперечного сечения.

Одним из основных критерием качества сталей является способность сопротивления хрупкому разрушению, эта способность качественно выражена в величине ударной вязкости.

Хрупкое разрушение – наиболее опасный вид разрушения конструкции. Его опасность заключается в том, что оно происходит без каких-либо предвестников (например, без пластической деформации). А рост трещины происходит практически мгновенно, скорость распространения трещины при хрупком разрушении приблизительно равна скорости звука в металле. Более подробно о механизме хрупкого разрушения будет рассказано в других статьях.

Теперь, когда вы поняли насколько важна такая характеристика как ударная вязкость, поговорим об образцах для испытания. Так как трещина в металле начинает расти от места скопления микротрещин (когда размер скопления достигает критического уровня), которые обязательно присутствуют в реальных конструкциях, то на образцах для испытания делают искусственный дефект – надрез. Существует два основных типа образцов для испытания на ударную вязкость, которые различаются типом надреза.

Первый тип – образец с полукруглым надрезом, который обозначают латинской буквой «U» и называют образцом «Менаже» в честь ученого, предложившего данный тип образца. Радиус у основания надреза 1 мм.

Второй тип – образец с острым надрезом, который обозначается латинской буквой «V» и называют образцом «Шарпи», также назван в честь ученого, который его предложил и впервые использовал. Радиус у основания надреза 0,25 мм. Тип образца во время экспертизы металла выбирается, исходя из нормативных документов.

Ударная вязкость состоит из двух составляющих – из работы зарождения и работы распространения трещины. Отсюда вытекает логичное умозаключение, что ударная вязкость на образцах «Шарпи» существенно меньше, чем на образцах «Менаже», за счет меньшей работы зарождения трещины.

Кроме типа надреза на величину ударной вязкости прямое влияние оказывает температура испытания. С понижением температуры испытания ударная вязкость снижается, как и меняется характер разрушения образца с вязкого (со значительно степенью пластической деформации), на хрупкий (с практически полным отсутствием пластической деформации). Переход от вязкого к хрупкому разрушению с понижением температуры обусловлен таким явлением, как хладноломкость. Хладноломкость выражена в существенном увеличении предела текучести и снижении относительного удлинении с понижением температуры и характерна для металлов с объемноцентрированной кристаллической решеткой (Fe, Cr, Mo и другие).

Внешний вид образцов после испытания на ударный изгиб, проведенного нашей компанией, представлен на фото. Хорошо видно различие между образцами, разрушенными по разным механизмам. Вязкий излом с матовой поверхностью и следами пластической деформации в зоне разрушении. И хрупкий излом с блестящей поверхностью и без следов деформации – ровный скол, будто бы образец был разделен острым ножом. Есть еще и промежуточный вид – смешанное разрушение, в котором присутствует и вязкая, и хрупкая составляющая.

Доля вязкой составляющей является второй характеристикой, после ударной вязкости, которая определяется при испытании на ударный изгиб. Долю вязкой составляющей определяют визуально, изучая строение излома образца после испытания, измеряют ее в %.

Теперь мы переходим еще к одному важному параметру, который позволяет определить испытание на ударный изгиб – критическая температура хрупкости. Это такая температура, при которой в изломе стандартного образца после испытания присутствует 50% вязкой составляющей. А вот как её определяют – проводят испытания одной стали в широком диапазоне температур (например, от плюс 20 до минус 70, охлаждение образцов происходит в растворе жидкого азота). По результатам испытаний строят сериальные кривые, показывающие зависимость доли вязкой составляющей от температуры испытания. Из этих кривых и определяют при какой температуре в изломе будет 50% вязкой составляющей.

Критическая температура хрупкости – очень важный критерий при оценке качества сталей, который показывает до какого момента сталь разрушается преимущественно по вязкому механизму. Использование стали при температурах ниже критической температуры хрупкости нежелательно.

Россия в значительной степени северная страна, где отрицательные температуры сохраняются в течение длительного времени. Освоение полярных и при полярных территорий, богатых природными ресурсами, с одновременным усложнением архитектурной конфигурации возводимых сооружений, ставит задачу по разработкам сталей с высоким уровнем сопротивления хрупкому разрушению. О способах повышения ударной вязкости в сталях я расскажу в следующих статьях.


<<<предыдущая статья следующая статья>>>

Комментарии
Добавить комментарий
Андрей
Андрей
Спасибо за статью.
Есть ли корреляция между ударной вязкостью и другими механическими характеристиками, например, пределом упругости или пределом прочности?
комментировать
Компания "Металл-экспертиза"
Компания "Металл-экспертиза"
Здравствуйте, спасибо за комментарий!
Прямой корреляции между прочностными характеристиками и ударной вязкостью нет. Но предел текучести, как и ударная вязкость очень хорошо коррелирует с размером зерна феррита. Чем меньше зерно феррита, тем больше ударная вязкость и предел текучести.
С радостью отвечу на другие Ваши вопросы.
Андрей
Андрей
Спасибо за ответ.
1. А где можно найти материалы по корреляции ударной вязкости и предела текучести с зерном феррита?
2. Скорость деформации при испытаниях на ударную вязкость составляет порядка 100 1/с. Можно ли считать, что предел текучести, определённый по корреляции зёрен феррита, и есть мех. характеристика стали при данной скорости деформации?
Компания "Металл-экспертиза"
Компания "Металл-экспертиза"
Для простоты общения прошу Вас написать нам на почту.
Василий Кирпичев
Василий Кирпичев
Скажите, пожалуйста, можно ли испытать на ударный изгиб изделие из цветного металла? Заранее,спасибо.
комментировать
Компания "Металл-экспертиза"
Компания "Металл-экспертиза"
Испытать можно, но смысла это не имеет. Цветные металлы имеют гранецентрированную кубическую решетку, для которой хладноломкость не свойственна. Да и образцы будут дороговаты.