В данной статье рассказать о работе, в которой была проведена аттестация качества металла талевого каната ОС 28-Т-1770 по ГОСТ 16853-88, с определением причин его разрыва.
Заказчиком для исследования предоставлено три фрагмента каната: 2 части со следами разрыва (противоположные концы от места разрыва), 1 фрагмент каната без следов эксплуатации.
В результате визуального осмотра разрушенного каната (рис.1) установлено наличие смазки по всему сечению, свивка каната правая. Фактический диаметр каната составляет 28,1 мм, шаг свивки равномерный. В месте разрушения присутствует распушение прядей каната и проволок в прядях. Следов механических повреждений на боковых прядях каната не обнаружено.
Исследование, проведенное в испытательной лаборатории «МЕТАЛЛ-ЭКСПЕРТИЗА ТЕСТ» (свидетельство об аккредитации №ИЛ/ЛРИ-00910 до 21.11.2021 г.), включало: испытание на статическое растяжение всех проволок каната с определением суммарного разрывного усилия, выборочное фрактографическое исследование разрушенных проволок.
После разрыва всех проволок установлено, что по уровню разрывного усилия всех проволок каната исследуемый канат удовлетворяет требованиям, предъявляемым ГОСТ 16853-88 к канату ОС 28-Т-1770.
Для определения характера разрушения металла проволок было произведено фрактографическое исследование изломов на сканирующем электронном микроскопе «Tescan Vega 3SB». Исследованию подвергли две разорванные проволоки: диаметром Ø1,80 мм (крайняя в пряди) и Ø1,55 мм (центральная в пряди). Изображения фрактограмм приведены на рис.2-5.
В результате фрактографического анализа изломов разрушенных проволок установлено, что проволока Ø1,80 мм разрушилась под воздействием касательных растягивающих напряжений. Излом проволоки Ø1,55 мм образован дефектом, возникающим при осевом растяжении – шейкой (локальное утонение в месте наибольшего локального деформационного состояния).
Основной вывод:
По результатам проведенных исследований, можно сделать однозначный вывод о том, что разрушение талевого каната ОС 28-Т-1770 произошло из-за приложения к нему нагрузки выше нормативной.
<<<предыдущая статья следующая статья>>>