Определение причин разрушения стальной цепи - так звучала очередная задача, поставленная перед нашей Компанией.
В испытательной лаборатории «МЕТАЛЛ-ЭКСПЕРТИЗА ТЕСТ» (свидетельство об аккредитации №ИЛ/ЛРИ-00910 до 21.11.2021 г.) проведено комплексное исследование стальной цепи. Исследование включало: испытание цепи на статическое растяжение, металлографическое исследование и твердометрия металла звеньев разрушенной цепи.
В результате визуального осмотра разрушенного звена на его радиальной части обнаружены следы потеков металла, полученные в результате взаимного трения звеньев. Сечение звена в месте трения уменьшено на 90% относительно изначального.
По результатам испытания на статическое растяжение установлено, что разрывное усилие цепи составляет 17600,5 Н или 1796 кг.
Механизм разрушения звеньев цепи после испытания на растяжение отличен от механизма, по которому разрушилась представленная для исследования цепь. Разрыв звена цепи при испытании происходит по вязкому механизму – звено лопается с незначительным утонением (20%) в зоне излома (рис.8-9).
По результатам металлографического исследования установлено, что металл цепи имеет феррито-перлитную структуру по всему сечению, данный факт свидетельствует об отсутствии упрочняющей термической обработки. Следов локальной поверхностной закалки либо химико-термической обработки не выявлено.
В месте утонения сечения ферритные зерна вытянуты под воздействием локальной пластической деформации.
По результатам дюрометрического исследования установлено: твердость по сечению звена цепи не меняется и составляет 250 HV.
По результатам проведенных исследований можно сделать однозначный вывод о том, что разрушение цепи произошло из-за уменьшения сечения металла звеньев в результате взаимного трения. Локальное уменьшение сечения звеньев привело к снижению несущей способности всей цепи.