Выполнена работа по определению причин возникновения трещин в корпусе дымовой трубы из нержавеющей стали марки 304.
Фотография фрагмента разрушенной трубы приведена ниже. В результате визуального осмотра на поверхности трубы обнаружена радиальная трещина по зоне термического влияния (ЗТВ) сварного шва. Трещина сквозная, длиной порядка 150 мм и раскрытием 0,5 мм.
Исследование, проведенное в испытательной лаборатории «МЕТАЛЛ-ЭКСПЕРТИЗА ТЕСТ», включало: проведение химического анализа основного металла трубы и металла сварного шва, металлографическое исследование в месте трещинообразования, испытание на статическое растяжение основного металла и металла сварного соединения, фрактографическое изучение поверхностей разрушения, энергодисперсионную спектроскопию продуктов коррозии.
Обозначение образца |
B |
C |
Al |
Si |
P |
S |
Ti |
V |
Cr |
Mn |
основной металл |
0.003 |
0.046 |
0.035 |
0.398 |
0.030 |
0.008 |
0.012 |
0.107 |
18.010 |
1.579 |
шов |
0.003 |
0.067 |
0.008 |
0.585 |
0.020 |
0.017 |
0.002 |
0.084 |
18.687 |
1.809 |
Обозначение образца |
Fe |
Co |
Ni |
Cu |
Nb |
Mo |
W |
|
||
основной металл |
71.034 |
0.117 |
8.103 |
0.345 |
<0.001 |
0.171 |
0.032 |
|||
Обозначение образца |
69.125 |
0.080 |
9.173 |
0.211 |
<0.001 |
0.135 |
0.025 |
Как видно из табл.1 химический состав основного металла и наплавленного металла сварного шва удовлетворяет требованиям ASTM A240, предъявляемым к стали марки 304.
Для определения прочностных характеристик металла трубы проведены испытания на статическое растяжение основного металла и металла сварного соединения. Испытание на статическое растяжение проведено на универсальной испытательной машине РМГ-300МГ4, испытанию подвергли плоские образцы по ГОСТ 1497-84 и ГОСТ 6996-66.
Обозначение образца |
Механические свойства |
||||
Расчетная площадь сечения, мм2 |
Разрушающая нагрузка, Н |
Временное сопротивление разрыву, Н/мм2 |
Предел текучести, Н/мм2 |
Относительное удлинение δ, % |
|
ОМ-1 |
151,060 |
94736 |
627 |
316 |
63,1 |
ОМ-2 |
147,740 |
92350 |
625 |
310 |
62,6 |
СШ-1 |
151,680 |
56571 |
373 |
- |
- |
СШ-2 |
143,220 |
66891 |
467 |
- |
- |
Как видно из табл.2, сварное соединение трубы неравнопрочно основному металлу – предел прочности шва ниже предела прочности основного металла в два раза.
Для определения характера структуры металла трубы выполнено металлографическое исследование по сечению сварного соединения. Травление шлифа производили раствором «царской водки». Просмотр и съемку шлифа осуществляли на микроскопе «Альтами Мет 1С».
В результате металлографического анализа установлено, что металл трубы имеет аустенитную структуру. На внутренне стенке трубы в ЗТВ присутствуют многочисленные коррозионные язвы, которые являются очагами зарождения сетки трещин. Сетка трещин, сливаясь в одну трещину, выходит к наружной стенке трубы. Распространение начальных коррозионных повреждений происходит по двойникам, расположенным в теле аустенитных зерен. Наличие значительного количества двойников свидетельствует о сильной степени пластической деформации металла наружных слоев.
Для определения характера разрушения трубы проведен фрактографический анализ. При исследовании была использована цифровая лупа Levenhuk DTX 500 Mobi (увеличение ×20). Изучению подвергли раскрытую трещину. Изображения поверхности разрушения приведено на рис.14-15. Стрелкой указано направление роста трещины.
На поверхности излома присутствует значительное количество серы (12,9%), что в 1600 раз больше, чем в основном металле. Столь высокое содержание серы в продуктах коррозии свидетельствует о ее наличии в дыме, протекающем в трубе (наиболее вероятно, в виде диоксида серы или сернистого газа). Распределение хрома по металлу трубы равномерное, привязки расположения хрома к границам аустенитных зерен не выявлено.
По результатам проведенных исследований можно сделать вывод о том, что разрушение трубы произошло из-за сульфидного коррозионного растрескивания под напряжением.
<<<предыдущая статья следующая статья>>>